Одаренность у детей — это сложное и многогранное явление, которое требует внимательного изучения и понимания. В отличие от традиционного представления о гениальности, одаренность может проявляться в самых разных сферах: музыке, математике, спорте, искусстве и даже социальных навыках. Важнейшим аспектом является то, что одаренные дети часто нуждаются в особом подходе и поддержке со стороны родителей и педагогов.
Для более детального изучения данной темы, мы обратились к сертифицированному психотерапевту с многолетние стажем, кандидату педагогических наук, доценту, заведующей кафедрой «Психология развития и психотерапии» АДПО «Перспектива» Надежде Дмитриевне Есиповой, направление деятельности которой как раз связана с детской и подростковой практической психологией.
— Надежда Дмитриевна, здравствуйте! Расскажите нам, пожалуйста, об одаренности у детей.
— Добрый день! Конечно. Одаренность — это генетически обусловленный высокий уровень развития рецепторов и когнитивных функций, в целом высшей нервной деятельности. Одаренность — это 1% или меньше того в обществе. Мы можем говорить о высоких способностях у отдельных детей.
— Нуждаются ли одаренные дети в каком-то особом внимании?
— Скажем так, в связи с этими высокими способностями дети часто нуждаются в поддержке эмоционально-психологической способности, так как особенное проявление талантов, способностей в любой сфере академической, то есть в дисциплине учебной, в спортивной, в музыкальной, в творческой, в артистичной.Оно всегда достигается за счет утонченности рецепторов определенного типа. Эта же утонченность проявляется, когда и в жизненном восприятии.
— А мы можем как-то распознать таких детей со стороны?
— Такие дети имеют более тонкую кожу, они острее воспринимают сложные социальные ситуации, труднее справляются с критикой, потому что она глубже проникает.
— То есть, вы хотите сказать, что одаренные дети более эмоционально-психологически неустойчивы?
Несмотря на высокие способности, они иногда с трудом находят выход из социальных ситуаций, ситуации взаимодействия со сверстниками или взрослыми, даже по сравнению со своими менее способными сверстниками. И помощь этим детям нужна как раз в умении регулировать свой уровень эмоционального напряжения, уровень стресса, умение простраивать общение в ситуации давления, манипуляции, в ситуации критики и так далее.
— Правильно ли вас понимаю, что одаренные дети являются психологически более тонкими детьми к различным ситуациям?
— Да, именно так. Им необходимо наращивать не рыцарские защиты непроницаемые, а ситуативные защиты, иначе они отгородятся от мира, как пример множества высокоодаренных аутистов.Они не чувствуют боль от этого мира, и поэтому более уверенно продвигаются по линиям своих способностей. Но задача в жизни не достичь какого-то уровня, а ощутить радость и счастье этой жизни, а это всегда связано с контактом, с хорошими отношениями. К сожалению, в этом редко бывает одаренность, потому что здесь еще зависит от других людей окружающих. И как раз в центре возможно создание такой среды, подходящей вообще.
— А что по этой теме говорят психологи? Может есть какой-то совет или общее мнение?
— Есть такой совет психологов, чтобы одаренные дети где-либо получали опыт развития рядом с себе подобными, чтобы такими же способными, такими же быстро схватывающими на лету или такими же ярко проявляющими свои способности с тем, чтобы в них формировалась адекватная самооценка, что есть и другие люди, у которых ярко это проявляется. Во-первых, с ними интересно, а во-вторых, с ними быстрее можно развиваться в своей области, а не всегда почивать на лаврах по сравнению с менее способными сверстниками.
— Спасибо большое, что нашли уделили время! Мы получили много полезной информации!
— И вам спасибо! Надеюсь информация окажется полезной и нужной!
Таким образом, раннее выявление одаренности позволяет создать предпосылки для оптимального развития таланта. Программы углубленного обучения, индивидуальные занятия и возможности для участия в конкурсах могут помочь таким детям раскрыть свой потенциал. Однако не менее важно учитывать и эмоциональные потребности одаренных ребят. Часто они сталкиваются с ожиданиями, которые могут приводить к стрессу и выгоранию. Создание поддерживающей среды, где ребенок чувствует себя принятым и понимаемым, имеет ключевое значение. Одаренность — это не только дар, но и большой труд, который требует не только усилий, но и любви, терпения и мудрости со стороны взрослых.